Жил-был человек. Обычно жил, как и все вокруг. А как обычно живут люди? Ссорятся всё больше меж собою…
Случилась у человека распря с соседом по делу незначительному, но задета была их значимость, и конфликт затянулся. Каждый был по-своему прав и смотрел на другого сквозь призму своей правоты. А взглянуть иначе не получалось. Мешало что-то…
Но долгая распря отнимает силы, утомляет. "Простить!" – подумал человек, и ему сразу стало легче. Он даже поговорил с соседом, но разговор, внешне вежливый, оставил почему-то внутри холодок и новое напряжение.
Однажды в доме у человека остановился на ночлег странник. Разговорившись с ним, человек вдруг выплеснул долго копившиеся чувства по отношению к соседу. То, что он услышал в ответ, поразило его.
"Когда мы прощаем кого-то, - сказал незнакомец, - мы проявляем по отношению к нему своё высокомерие. Ведь прощая, мы подспудно судим его и признаём виновным. Чтобы жить в мире с другими и самим собой – не обвиняйте, тогда и прощать не придётся".
Не соглашусь с незнакомцем. Эгоистическое прощение (чтобы не утомляло) — совсем не то, что прощение из чувства праведности, которое он приписывает герою. Не в ту спеть повело. А мораль "не обвиняйте, тогда и прощать не придётся" - ну это уж совсем просто. Не катайтесь, и саночки возить не придется
Никаких отсылок к иностранщине и тем паче иной цивилизации, а люди получаются не только не русскими, но даже не христианами. Потому что в рамках христианской этики все это звучит довольно дико. Если не сказать - еретически.
Читала с интересом, но... Простить равно проявить высокомерие? Очень спорное утверждение. Не обвинять никого ни в чём равно поступать мудро? Еще более спорное. А если простил, но внутри холодок и новое напряжение, то не до конца простил, наверное.
Как по мне, мораль недодумана. Судя по всему, спор был из-за кардинально разных взглядов на какую-то мелкую проблему, никто никому не причинил вреда. Прощать было не за что (разве что за слова, сказанные в пылу спора), поэтому главный герой и правда высокомерен: "Я выше всего этого, поэтому прощаю (этого дурака)". При таком раскладе просится другая мораль. Например, о том, что нужно признавать право других людей иметь свои принципы и отстаивать их. Что-то в стиле известного афоризма: "Мне ваше мнение ненавистно, но я готов отдать жизнь за ваше право его иметь".
Если того, кого прощаем признаем виновным, значит, не простили. Прощение - освобождение, высокомерие - груз. Переделанная притча не всегда учит мудрости. Последнее предложение притчи звучит похоже:
Нужно прощать искренне раскаявшихся и просить прощение, только осознав в чём виноват...это путь к избавлению душевной и, да, физической тяжести, болезни - с высокомерием ничего общего! А вот судить и осуждать - это грех!
Что-то у меня эти повторы (дело незначительное - задета значимость, по-своему прав - сквозь призму правоты) вызвали внутри нешуточное напряжение. А еще то, что одного из вечно ссорящихся называют человеком, а второго - только соседом (вроде он не вполне человек). Не понимаю, ради чего авторы многих работ (и этой тоже) стараются стилизовать их под несовершенные, архаичные, тяжеловесные образцы. Коряво же выглядит! Любая мысль на этом фоне меркнет.
А мне понравилось) Поэтому и говорят: "Бог простит", потому что не нам судить. А наше прощение - это от слова "прощай". Не общайтесь с теми, от кого вам дискомфорт или забывайте обиды, прощайтесь с обидами своими.
Публикация комментариев и создание новых тем на форуме Адвего для текущего аккаунта ограничено. Подробная информация и связь с администрацией: https://advego.com/v2/support/ban/forum/1186